о) Голова (вершина, верхний мир), солнце в обрамлении.
См.
также
Голова с орнаментом; Точечные орнаменты: окаймление, обрамление.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
|
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 101-002. |
• Голова фигурки содержит
точечный орнамент в виде мелких насечек, расположенных рядами; символизирует небесную
вершину, верхний мир, небосвод, солнце. Насечки (щербины, щедрины) могут
обозначать волосы (головной убор); символизируют потоки (лучи) солнечного
света (или звёзды в ночном небе). См. Голова с орнаментом; Точечные орнаменты: окаймление, обрамление. • Голова и шея фигурки в
обрамлении обвязи-обворота в форме креста с вершиной-окружьем. Обвязь-обворот,
укрывающая и оберегающая верхнюю часть тела фигуры ассоциируется (в
позднейшей символике?) с символами змей-туч, окружающих и оберегающих верхний
мир. |
||||||
2 |
|
Женская
фигура "царевна из Бурети", бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-002; 106-007. См. Женская статуэтка. |
• Голова фигурки женщины в обрамлении
волос - солнечных лучей символизирует небесную вершину, верхний мир,
небосвод, солнце. |
||||||
3 |
|
Столбовидная
фигура с женской головой, бивень мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-008. См. Столбовидная фигура. |
• Голова фигурки женщины
обрамлена головным убором. |
||||||
4 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Бернова-Лука, Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-002; 301-003. См. Женская статуэтка. |
• Голову-шею женщины-птицы охватывает
ожерелье в виде рядов ямок-углублений (ямок, щедрин). Ожерелье,
бусы символизируют пронизи солнечного света, каждая бусина ассоциируется с
частицей солнца. См.
Ожерелье,
бусы. |
||||||
5 |
|
Керамический
сосуд |
Н |
Сабатиновка, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-019. |
• Графический образ головы
рогатого животного содержит завитки-волюты, обрамляющие голову-вершину. См. Голова
рогатого животного; Спиральный завиток, волюта; Навершие, обвершие с завитками-волютами. |
||||||
6 |
|
Орнаменты
Трипольской культуры. |
Н |
Фрумушика, Румыния |
Трипольская культура. 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-012. |
• Диск солнца в обрамлении
спиральных завитков. Солнечные лучи
ассоциируются с прядями волос, нитей. На этом основании изображения солнечных
лучей, потоков солнечного света сближаются с образами вьющихся волос, кудрей,
кос. Спиральные
завитки могут сближаться с изображениями (образами) змей, являться их
символами. |
||||||
7 |
|
Женская фигура, керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-033; 301-041;
301-049. |
• Голову фигурки обрамляют
длинные
волосы-косы. См. Голова, покрытая
волосами, головным убором. |
||||||
8 |
|
Женская фигура, керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-033. |
9 |
|
Антропоморфная (женская) фигура,
керамика. |
Н |
Трушешти, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-014. |
• Антропоморфная (женская) фигура
с чертами ящера (ящерицы) олицетворяет высшее небесное существо, является
символом облака, (грозовой) тучи, грозы, ненастья. См. Женщина с
великими формами; Ящер(ица). • Верхние конечности обрамляют голову (верхний мир,
солнце), ассоциируются со змеями, ограждающими, охраняющими верхний мир. См. символы речевой традиции: Ящер, змей
> стража. Лексические
связи: чересло "остриё, стрела, молния", "часть тела,
член", "конечность, рука", "палец"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея". См. Руки, пальцы;
Змея. |
||||||
10 |
|
Керамический
сосуд, элемент орнамента |
|
Тыргу Окна-Подей, Румыния |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-022. |
• Символ солнца - косой
крест в обрамлении рогов. См. Крест линейный косой; Голова рогатого животного; Рог, бодец. |
||||||
11 |
|
Трипольские
орнаменты, керамика. |
Н |
Сарата Монтеору, Румыния |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-031. |
• Волнистые линии-змейки с четырёх сторон
окружают солнечный круг-венец, символизируют небесные хляби, (грозовые) тучи.
См. Волновая
линия; Змея. • В
символическом поле небесного пространства - знаки высших небесных существ:
птицы с распростёртыми крыльями, змеи, небесного рогатого животного (коровы,
быка). См. Птица с
распростёртыми крыльями; Змея; Голова рогатого животного. |
||||||
12 |
|
Женская фигура,
керамика. |
Н |
Ялангач-Депе, Туркмения. |
4 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-001; 326-003. |
• Голову-шею фигурки охватывает
ожерелье в виде нескольких рядов точечных углублений. См. Женская
статуэтка; Ожерелье, бусы; Точечные
орнаменты: окаймление, обрамление. |
||||||
13 |
|
Каменная
стела - антропоморфная фигура с посохом. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• Голову фигуры обрамляет
обворот-ворот. Фигура олицетворяет
высшую сущность-существо. Изображение обвязи-обворота, укрывающей и
оберегающей верхнюю часть тела фигуры, может ассоциироваться с символами
змей, окружающих и оберегающих верхний мир. См. Обворот, ворот. |
||||||
14 |
|
Женское изображение на камне. |
Н |
Телль-Амос, Месопотамия |
Ок. 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
323-005. |
• Голова женщины в головном
уборе обрамлена косами, образующими на концах спиральные завитки. Волосы, косы
символизируют потоки, лучи солнечного света. См. Голова,
покрытая волосами, головным убором. Косы со
спиральными завитками могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей,
являться их символами. |
||||||
15 |
|
Фигурка сидящей женщины-птицы. |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-011. |
• Голова фигурки обрамлена
косами с завитками. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Спиральный завиток, волюта; Навершие, обвершие с завитками (волютами). |
||||||
16 |
|
Голова женщины-птицы. |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 – 2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-011. |
17 |
|
|||||
18 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Намазга-Тепе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
426-001. |
• Голова фигурки обрамлена
косами, образующими на концах спиральные завитки. Волосы, косы
символизируют потоки, лучи солнечного света. См. Голова,
покрытая волосами, головным убором; Спиральный
завиток, волюта;
Навершие,
обвершие с завитками (волютами). Косы со
спиральными завитками могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей,
являться их символами. См. Змея. |
||||||
19 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
• Голова фигурки обрамлена
косами-змеями. См. Змея. "Лицо
обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса
спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных
экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие
головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову"
[102]. |
||||||
20 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис. 326-007. |
21 |
|
Намазга-Тепе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
426-001. |
||
22 |
|
Элемент
египетского орнамента - солнечный цветок-розетка в обрамлении рогов
(небесной) коровы. |
|
Фивы, Египет |
XII - XI вв. до
н.э. (?) |
См. рис.
925-010. |
• Изображение головы
рогатого животного символизирует небо, небосвод. Связано с исконным
лексическим родством представлений "небо" и "бык". См.
символы лексической традиции: Бык, корова > небо, день, ночь; Бык, корова >
облако, туча (грозовая), гроза, гром. Лексические
связи: черевый "большой, огромный, облый", "полный,
тучный"; черево "небо, небосвод", "корова; бык", "чрево, живот". |
||||||
23 |
|
Бронзовая нагрудная
пластина (кираса). |
Ж |
Эшери, Абхазия |
"Скифская" культура, VIII - VII вв. до н.э. (?) |
См. рис.
501-018. |
• Символы солнца в
обрамлении змей. См. Змея. |
||||||
24 |
|
Нагрудник
скифского панциря, железо. |
Ж |
Елизаветинская,
Нижнее Прикубанье |
"Скифская" культура, IV- III вв. до
н.э. |
См. рис.
501-008, 501-012. |
• Голова страшной бабы,
медузы обрамлена волосами-змеями. Изображение
головы страшной бабы, медузы - символ грозы, грозовой тучи (облака). См. Змея; Страшная баба, медуза. |
||||||
25 |
|
Элементы
египетских орнаментов - крылатый диск солнца и змеи. |
|
Египет. |
|
См. рис.
925-002. |
• Диск солнца в обрамлении
двух змей, изображённых в позиции угрозы. См. Солнечный крылатый диск; Змея. |
||||||
26 |
|
Египетские
орнаменты - кувшинка, лотос |
|
Египет. |
|
См. рис.
925-001. |
• Солнечная розетка в
обрамлении завитков-лепестков символизирует расцветающий, распускающийся
цветок - восходящее солнце. См. символы
речевой традиции: Солнце > цвет, цветок. |
||||||
27 |
|
Египетские
орнаменты - кувшинка, лотос. |
|
Египет. |
|
См. рис.
925-001. |
28 |
|
Фигурка многогрудой женщины |
|
Малая Азия. |
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-049 {*} |
Фигурка
олицетворяет образ матери-природы, её жизненной, растительной, плодородной
силы. См. Женская фигура с великими формами; Женская
фигура с множеством грудей. • Голову фигурки обрамляют
вьющиеся
волосы-косы и солнечный диск, представленный в виде высокого
овального воротника. См. Овал над головой (на голове, за головой) - символ
солнца, высших небесных сил. Вьющиеся
волосы-косы могут ассоциироваться со змеями. См. Змея. |
||||||
29 |
|
Фигурка многогрудой женщины |
|
Малая Азия. |
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-048; 900-050 {*} |
• Голову фигурки обрамляют
вьющиеся
волосы-косы. |
||||||
30 |
|
Фигурка многогрудой женщины |
|
|
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-051 {*} |
• Голову фигурки обрамляет
высокий
овальный воротник. См. Овал над головой (на голове, за головой) - символ солнца,
высших небесных сил. |
||||||
31 |
|
Фигурка многогрудой женщины |
|
Малая Азия. |
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-053 {*} |
32 |
|
Малая Азия. |
См. рис.
920-024 {*} |
|||
33 |
|
|
См. рис.
900-052 {*} |
|||
• Голову фигурки обрамляет шатровидный головной убор - покрывало. {*} Использованы материалы: см. [95]. |
||||||
34 |
|
Бляшка-украшение. |
|
Ярославская обл. |
VII-X вв. |
См. рис.
802-002. |
• Центральный
круг обрамлён парными завитками-волютами. См. Окружность, круг, диск, овал;
Парные
(сдвоенные) змейки, завитки, спирали. • Бляшка
окаймлена снаружи венцом из перлов. См. Венец – солнечный, небесный круг с лучами. |
||||||
35 |
|
Бляшка-украшение. |
|
Городище, Ярославская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
802-015. |
• В центре
изображения – круг, обрамлённый орнаментом из парных завитков-волют.
См. Окружность, круг, диск, овал;
Парные
(сдвоенные) змейки, завитки, спирали. |
||||||
36 |
|
Рельеф из Паленке, мужская фигура "мексиканское
танцующее божество". |
|
Мексика. |
|
См. рис.
937-004, 937-005. |
• На голове фигуры - шлем с
гребнем-рогом. См. Рог, бодец. • Шлем увенчивает султан в
виде пышных пучков перьев. См. Султан, плюмаж. • Шлем украшен спиральным
завитками-волютами. См. Спиральный завиток, волюта. |
||||||
37 |
|
Австралийский
щит. |
|
Австралия. |
|
См. рис.
935-001. |
• Глаз-солнце
в обрамлении двух косых крестов. См. Глаз, глаза; Крест линейный косой. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|