Символы
 

 


Символы-изображения.

Голова, навершие, обвершие.

 

о) Голова (вершина, верхний мир), солнце в обрамлении.

 

См. также Голова с орнаментом; Точечные орнаменты: окаймление, обрамление.

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

 

 

Фигурка "великой матери из Костёнок", бивень мамонта.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 100-003; 101-002.

См. Женская фигура с великими формами.

Голова фигурки содержит точечный орнамент в виде мелких насечек, расположенных рядами; символизирует небесную вершину, верхний мир, небосвод, солнце. Насечки (щербины, щедрины) могут обозначать волосы (головной убор); символизируют потоки (лучи) солнечного света (или звёзды в ночном небе).

См. Голова с орнаментом; Точечные орнаменты: окаймление, обрамление.

Голова и шея фигурки в обрамлении обвязи-обворота в форме креста с вершиной-окружьем.

Обвязь-обворот, укрывающая и оберегающая верхнюю часть тела фигуры ассоциируется (в позднейшей символике?) с символами змей-туч, окружающих и оберегающих верхний мир.

См. Обворот, обвязь в форме креста.

2

 

 

Женская фигура "царевна из Бурети", бивень мамонта.

П

Буреть, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 100-002; 106-007.

См. Женская статуэтка.

Голова фигурки женщины в обрамлении волос - солнечных лучей символизирует небесную вершину, верхний мир, небосвод, солнце.

См. Голова, покрытая волосами, головным убором.

3

 

 

Столбовидная фигура с женской головой, бивень мамонта.

П

Мальта, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 106-008.

См. Столбовидная фигура.

Голова фигурки женщины обрамлена головным убором.

См. Голова, покрытая волосами, головным убором.

4

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика, высота 16 см.

Н

Бернова-Лука, Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-002; 301-003.

См. Женская статуэтка.

Голову-шею женщины-птицы охватывает ожерелье в виде рядов ямок-углублений (ямок, щедрин).

Ожерелье, бусы символизируют пронизи солнечного света, каждая бусина ассоциируется с частицей солнца.

См. Ожерелье, бусы.

5

 

 

Керамический сосуд

Н

Сабатиновка, Западная Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-019.

Графический образ головы рогатого животного содержит завитки-волюты, обрамляющие голову-вершину. См. Голова рогатого животного; Спиральный завиток, волюта; Навершие, обвершие с завитками-волютами.

6

 

 

 

 

 

Орнаменты Трипольской культуры.

Н

Фрумушика, Румыния

Трипольская культура.

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-012.

Диск солнца в обрамлении спиральных завитков.

Солнечные лучи ассоциируются с прядями волос, нитей. На этом основании изображения солнечных лучей, потоков солнечного света сближаются с образами вьющихся волос, кудрей, кос.

Спиральные завитки могут сближаться с изображениями (образами) змей, являться их символами.

См. Спиральный завиток, волюта; Змея.

7

 

Женская фигура, керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-033;  301-041; 301-049.

Голову фигурки обрамляют длинные волосы-косы. См. Голова, покрытая волосами, головным убором.

8

 

Женская фигура, керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-033.

9

 

Антропоморфная (женская) фигура, керамика.

Н

Трушешти, Румыния

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-014.

Антропоморфная (женская) фигура с чертами ящера (ящерицы) олицетворяет высшее небесное существо, является символом облака, (грозовой) тучи, грозы, ненастья.

См. Женщина с великими формами; Ящер(ица).

Верхние конечности обрамляют голову (верхний мир, солнце), ассоциируются со змеями, ограждающими, охраняющими верхний мир.

См. символы речевой традиции: Ящер, змей > стража.

Лексические связи: чересло "остриё, стрела, молния", "часть тела, член", "конечность, рука", "палец"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея".

См. Руки, пальцы; Змея.

10

 

 

Керамический сосуд, элемент орнамента

 

Тыргу Окна-Подей, Румыния

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-022.

Символ солнца - косой крест в обрамлении рогов. См. Крест линейный косой; Голова рогатого животного; Рог, бодец.

11

 

 

 

 

Трипольские орнаменты, керамика.

Н

Сарата Монтеору, Румыния

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-031.

• Волнистые линии-змейки с четырёх сторон окружают солнечный круг-венец, символизируют небесные хляби, (грозовые) тучи. См. Волновая линия; Змея.

 • В символическом поле небесного пространства - знаки высших небесных существ: птицы с распростёртыми крыльями, змеи, небесного рогатого животного (коровы, быка). См. Птица с распростёртыми крыльями; Змея; Голова рогатого животного.

12

 

 

Женская фигура, керамика.

Н

Ялангач-Депе, Туркмения.

4 тыс. до н.э.

См. рис. 326-001; 326-003.

 

Голову-шею фигурки охватывает ожерелье в виде нескольких рядов точечных углублений. См. Женская статуэтка; Ожерелье, бусы; Точечные орнаменты: окаймление, обрамление.

13

 

 

Каменная стела - антропоморфная фигура с посохом.

Н

Северо-Западное Причерноморье.

"Ямная" культура,

3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-010

Голову фигуры обрамляет обворот-ворот.

Фигура олицетворяет высшую сущность-существо. Изображение обвязи-обворота, укрывающей и оберегающей верхнюю часть тела фигуры, может ассоциироваться с символами змей, окружающих и оберегающих верхний мир.

См. Обворот, ворот.

14

 

Женское изображение на камне.

Н

Телль-Амос, Месопотамия

Ок. 3 тыс. до н.э.

См. рис. 323-005.

Голова женщины в головном уборе обрамлена косами, образующими на концах спиральные завитки.

Волосы, косы символизируют потоки, лучи солнечного света.

См. Голова, покрытая волосами, головным убором.

Косы со спиральными завитками могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей, являться их символами.

См. Спиральный завиток, волюта; Змея.

15

 

 

Фигурка сидящей женщины-птицы.

Н

Алтын-Депе, Туркмения.

3 тыс. до н.э.

См. рис. 326-011.

 

Голова фигурки обрамлена косами с завитками. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Спиральный завиток, волюта; Навершие, обвершие с завитками (волютами).

16

 

 

Голова женщины-птицы.

Н

Алтын-Депе, Туркмения.

3 – 2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-011.

 

17

 

 

18

 

Женская фигура, керамика.

Б

Намазга-Тепе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 426-001.

Голова фигурки обрамлена косами, образующими на концах спиральные завитки.

Волосы, косы символизируют потоки, лучи солнечного света.

См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Спиральный завиток, волюта; Навершие, обвершие с завитками (волютами).

Косы со спиральными завитками могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей, являться их символами.  См. Змея.

19

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-009.

Голова фигурки обрамлена косами-змеями. См. Змея.

"Лицо обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову" [102].

20

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-007.

21

 

 

Намазга-Тепе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 426-001.

22

 

 

Элемент египетского орнамента - солнечный цветок-розетка в обрамлении рогов (небесной) коровы.

 

Фивы, Египет

XII - XI вв. до н.э. (?)

См. рис. 925-010.

Изображение головы рогатого животного символизирует небо, небосвод. Связано с исконным лексическим родством представлений "небо" и "бык". См. символы лексической традиции: Бык, корова > небо, день, ночь; Бык, корова > облако, туча (грозовая), гроза, гром.

Лексические связи: черевый "большой, огромный, облый", "полный, тучный"; черево "небо, небосвод", "корова; бык", "чрево, живот".

См. Голова рогатого животного; Рог, бодец.

23

 

 

Бронзовая нагрудная пластина (кираса).

Ж

Эшери, Абхазия

"Скифская" культура, VIII - VII вв. до н.э. (?)

См. рис. 501-018.

 

Символы солнца в обрамлении змей.

См. Змея.

24

 

 

Нагрудник скифского панциря, железо.

Ж

Елизаветинская, Нижнее Прикубанье

"Скифская" культура,

IV- III вв. до н.э.

См. рис. 501-008, 501-012.

Голова страшной бабы, медузы обрамлена волосами-змеями.

Изображение головы страшной бабы, медузы - символ грозы, грозовой тучи (облака).

См. Змея; Страшная баба, медуза.

25

 

 

 

 

Элементы египетских орнаментов - крылатый диск солнца и змеи.

 

Египет.

 

См. рис. 925-002.

Диск солнца в обрамлении двух змей, изображённых в позиции угрозы. См. Солнечный крылатый диск; Змея.

26

 

 

Египетские орнаменты - кувшинка, лотос

 

Египет.

 

См. рис. 925-001.

Солнечная розетка в обрамлении завитков-лепестков символизирует расцветающий, распускающийся цветок - восходящее солнце.

См. символы речевой традиции: Солнце > цвет, цветок.

См. Кувшинка, лотос, лилия.

27

 

 

Египетские орнаменты - кувшинка, лотос.

 

Египет.

 

См. рис. 925-001.

28

 

 

 

Фигурка многогрудой женщины

 

Малая Азия.

1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.

См. рис. 900-049 {*}

Фигурка олицетворяет образ матери-природы, её жизненной, растительной, плодородной силы. См. Женская фигура с великими формами; Женская фигура с множеством грудей.

Голову фигурки обрамляют вьющиеся волосы-косы и солнечный диск, представленный в виде высокого овального воротника. См. Овал над головой (на голове, за головой) - символ солнца, высших небесных сил.

Вьющиеся волосы-косы могут ассоциироваться со змеями. См. Змея.

29

 

 

Фигурка многогрудой женщины

 

Малая Азия.

1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.

См. рис. 900-048; 900-050 {*}

Голову фигурки обрамляют вьющиеся волосы-косы.

30

 

 

Фигурка многогрудой женщины

 

 

1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.

См. рис. 900-051 {*}

Голову фигурки обрамляет высокий овальный воротник. См. Овал над головой (на голове, за головой) - символ солнца, высших небесных сил.

31

 

 

Фигурка многогрудой женщины

 

Малая Азия.

1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.

См. рис. 900-053 {*}

32

 

 

Малая Азия.

См. рис. 920-024 {*}

33

 

 

 

См. рис. 900-052 {*}

Голову фигурки обрамляет шатровидный головной убор - покрывало.

{*} Использованы материалы: см. [95].

34

 

 

Бляшка-украшение.

 

Ярославская обл.

VII-X вв.

См. рис. 802-002.

• Центральный круг обрамлён парными завитками-волютами. См. Окружность, круг, диск, овал; Парные (сдвоенные) змейки, завитки, спирали.

• Бляшка окаймлена снаружи венцом из перлов. См. Венец – солнечный, небесный круг с лучами.

 

35

 

 

Бляшка-украшение.

 

Городище, Ярославская обл.

X-XIII вв.

См. рис. 802-015.

• В центре изображения – круг, обрамлённый орнаментом из парных завитков-волют. См. Окружность, круг, диск, овал; Парные (сдвоенные) змейки, завитки, спирали.

36

 

 

 

 

Рельеф из Паленке, мужская фигура "мексиканское танцующее божество".

 

Мексика.

 

См. рис. 937-004, 937-005.

На голове фигуры - шлем с гребнем-рогом. См. Рог, бодец.

Шлем увенчивает султан в виде пышных пучков перьев. См. Султан, плюмаж.

Шлем украшен спиральным завитками-волютами. См. Спиральный завиток, волюта.

37

 

 

Австралийский щит.

 

Австралия.

 

См. рис. 935-001.

• Глаз-солнце в обрамлении двух косых крестов. См. Глаз, глаза; Крест линейный косой.