Символы
 

 


Символы-изображения.

Четырёхугольник.

 

Четырёхугольник (прямоугольник, квадрат, ромб) представляется как замкнутое пространство, ограниченное с четырёх (со всех) сторон. В этом отношении представления о четырёхугольнике и круге восходят к единому лексическому прототипу. Ср. у Даля: круглый четыреугольник - квадрат.

Лексические связи; чересло "граница, край, межа, черта", "окрест, окрестность, округа", "ограда, огорожа, огород", "укрытие, жилище", "вместилище, лоно", "нутро, недро, утроба".

Знак четырёхугольника связан с символами пересекающихся рядов параллельных линий (см. Ряды параллельных линий), образующих ряды четырёхугольников (плетево, решётку, сеть, соты и т.п.). См. "Сетка" из пересекающихся параллельных линий.

Перекрещивающиеся линии, кресты нередко заключены внутри четырёхугольника. Такое сочетание знаков может обозначать небесное или земное пространство, служить символом высших сущностей (существ).

Точки, пестрины (щербины, щедрины, перлы) в поле четырёхугольника могут обозначать искорки, россыпи солнечного света в небе или семена.  зёрна на хлебной ниве. Таким образом, четырёхугольник с точкой (точками) во внутреннем поле, может являться символом солнца,  небес или земли, земной природы, хлебной нивы.

См. Точечные (ямочные) орнаменты: поле пестрин, щедрин.

Лексические связи: щедрость "ясное, солнечное небо (пространство, простор)", "добро, изобилие"; щедрец "огонь, свет","светило, солнце"; щедрина, щедра "отметина, щербина, пестрина", "искра, блёстка", "семя, зерно"; щедра "сыпь, множество", "пестрота, сверкание, сияние"; щедрить, щедровать "пестрить, сверкать", "сыпать, сеять".

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

 

1

 

 

 

Антропоморфная фигурка-оберег из глины.

Н

Лука-Врублевецкая,  Западная Украина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-019.

 

На чреслах фигурки изображёны четырёхугольники (ромбы), символизирующие родительное женское начало, лоно природы-матери.

Лексические связи: чересло "вместилище, лоно, недро";  чересла, чресла "телеса", "бёдра, ягодицы". См. Женская фигура с великими формами.

 

2

 

 

 

 

 

Женская фигура "трипольская царь-девица", керамика.

Н

Кукутени, Румыния

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-004.

См. Женская статуэтка.

 

На животе фигурки изображён четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя крапинами-щедринами в углах - символ лона природы, земного мира, недр, земли, пашни, нивы.

Лексические связи: череща, чересло, хрещь, хрест, крест "земля, поле, пашня"; *чершти, черсти "чертить, пахать", "чередить, хозяйствовать, крестьянствовать"; чересло "тело, плоть", "черево, лоно".

 См. Крест линейный косой.

 

3

 

 

 

Женская фигура "трипольская царь-девица", керамика.

Н

 

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-004.

 

На животе фигурки изображён четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя крапинами-щедринами в углах.

 

4

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-042.

 

Ряды скрещивающихся косых линий на животе фигуры образуют ряды четырёхугольников, крестов. См. Крест линейный косой; "Сетка" из пересекающихся параллельных линий.

 

 

5

 

 

Трипольские орнаменты.

Н

 

Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-032.

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

Керамическое блюдо.

Н

Самарра, Месопотамия

Самаррская культура,

5 тыс. до н.э.

См. рис. 323-009.

 

В центре фигурного креста – крест линейный прямой внутри четырёхугольника (ромба). См. Крест фигурный; Крест линейный прямой.

 

13

 

 

Каменная стела - антропоморфная фигура "старца с посохом".

Н

Северо-Западное Причерноморье.

"Ямная" культура,

3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-010.

См. Столбовидная антропоморфная фигура.

 

В нижней части фигуры изображён прямоугольник (квадрат), обозначающий землю, земной мир, пашню, ниву.

 

14

 

 

Крест прямой фигурный, бронза.

Б

Гисар, Северо-Восточный Иран.

2 тыс. до н.э.

См. рис. 322-003.

 

Композиция креста фигурного с четырёхугольником в центре. Внутри четырёхугольника волнистые линии-змейки образуют косой крест с четырьмя малыми овалами (змеиными головками) в углах. См. Крест фигурный; Крест линейный косой: Волновая линия; Змея.

 

15

 

 

Булавка с ромбическим навершием, бронза.

Б

 

Тшинецкая культура,

2 тыс. до н.э.

См. рис. 411-001.

 

Внутренний ромб с крапиной-перлом в центре обрамлён четырьмя крапинами-перлами снаружи. См. Точечные (ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление.

 

16

 

 

Бляшка-украшение.

 

Городище, Ярославская обл.

X-XIII вв.

См. рис. 802-015.

 

• Точечный орнамент (зернь) - окаймление по наружному краю бляшки. См. Окружность, круг, диск, овал; Точечные (ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление.

• В центре – кольцо, обрамлённое остроугольными ромбами, обозначающими потоки солнечного света. См. Кольцо, перстень.

 

17

 

 

Керамический сосуд, оттиск клейма на донце.

 

Донецкое городище, Харьковская обл.

X-XIII вв.

См. рис. 801-002.

 

• Композиция объединяет символы: круга с радиусами-лучами в виде колеса и четырёхугольника с точкой по центру. См. Орнамент на донце сосуда.

 

18

 

 

Керамический сосуд, оттиск клейма на донце.

 

Донецкое городище, Харьковская обл.

X-XIII вв.

См. рис. 801-002.

 

• Изображение четырёхугольник с крестом во внутреннем поле. См. Орнамент на донце сосуда: Крест линейный косой.

 

19

 

 

Керамический сосуд, клеймо на донце.

 

Ижеславльское городище, Рязанская обл.

XI-XIII вв.

См. рис. 802-023.

 

20

 

 

См. рис. 802-022.

 

21

 

 

 

Керамический сосуд, клеймо на донце.

 

Любутское городище, Калужская обл.

XII-XIII вв.

См. рис. 802-031.

 

22

 

 

См. Орнамент на донце сосуда.