Четырёхугольник.
Четырёхугольник
(прямоугольник, квадрат, ромб) представляется как замкнутое пространство,
ограниченное с четырёх (со всех) сторон. В этом отношении представления о
четырёхугольнике и круге восходят к единому лексическому прототипу. Ср. у Даля:
круглый четыреугольник -
квадрат.
Лексические
связи; чересло "граница, край, межа, черта", "окрест,
окрестность, округа", "ограда, огорожа, огород", "укрытие,
жилище", "вместилище, лоно", "нутро, недро, утроба".
Знак
четырёхугольника связан с символами пересекающихся рядов параллельных линий
(см. Ряды параллельных линий),
образующих ряды четырёхугольников (плетево, решётку, сеть, соты и т.п.). См.
"Сетка"
из пересекающихся параллельных линий.
Перекрещивающиеся
линии, кресты нередко заключены внутри четырёхугольника. Такое сочетание знаков
может обозначать небесное или земное пространство, служить символом высших
сущностей (существ).
Точки, пестрины
(щербины, щедрины, перлы) в поле четырёхугольника
могут обозначать искорки, россыпи солнечного света в небе или семена. зёрна на хлебной ниве. Таким образом, четырёхугольник с точкой (точками) во внутреннем поле, может являться символом солнца, небес или земли, земной природы, хлебной
нивы.
См. Точечные
(ямочные) орнаменты: поле пестрин, щедрин.
Лексические
связи: щедрость
"ясное, солнечное небо (пространство,
простор)", "добро, изобилие"; щедрец
"огонь, свет","светило,
солнце"; щедрина, щедра
"отметина, щербина, пестрина",
"искра, блёстка", "семя, зерно"; щедра
"сыпь, множество", "пестрота,
сверкание, сияние"; щедрить, щедровать "пестрить, сверкать", "сыпать,
сеять".
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
|
1 |
|
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
Н |
Лука-Врублевецкая, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-019. |
|
• На чреслах фигурки
изображёны четырёхугольники (ромбы), символизирующие родительное женское
начало, лоно природы-матери. Лексические
связи: чересло "вместилище, лоно, недро"; чересла, чресла "телеса", "бёдра, ягодицы". См. Женская
фигура с великими формами. |
|
||||||
2 |
|
Женская
фигура "трипольская царь-девица", керамика. |
Н |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004. См. Женская статуэтка. |
|
• На животе фигурки
изображён четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя
крапинами-щедринами в углах - символ лона природы, земного мира, недр, земли,
пашни, нивы. Лексические связи:
череща, чересло, хрещь, хрест, крест
"земля, поле, пашня"; *чершти, черсти "чертить, пахать", "чередить,
хозяйствовать, крестьянствовать"; чересло "тело, плоть", "черево, лоно". См. Крест линейный косой. |
|
||||||
3 |
|
Женская
фигура "трипольская царь-девица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004. |
|
• На животе фигурки изображён
четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя крапинами-щедринами
в углах. |
|
||||||
4 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-042. |
|
• Ряды скрещивающихся косых
линий на животе фигуры образуют ряды четырёхугольников, крестов. См. Крест
линейный косой;
"Сетка"
из пересекающихся параллельных линий. |
|
||||||
5 |
|
Трипольские орнаменты. |
Н |
|
Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-032. |
|
6 |
|
|
|||||
7 |
|
|
|||||
8 |
|
|
|||||
9 |
|
|
|||||
10 |
|
|
|||||
11 |
|
|
|||||
12 |
|
Керамическое
блюдо. |
Н |
Самарра, Месопотамия |
Самаррская культура, 5 тыс. до н.э. |
См. рис. 323-009. |
|
• В центре фигурного креста
– крест линейный прямой внутри четырёхугольника (ромба). См.
Крест
фигурный; Крест
линейный прямой. |
|
||||||
13 |
|
Каменная стела - антропоморфная фигура
"старца с посохом". |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010. |
|
• В нижней части фигуры изображён
прямоугольник (квадрат), обозначающий землю, земной мир, пашню, ниву. |
|
||||||
14 |
|
Крест прямой фигурный, бронза. |
Б |
Гисар, Северо-Восточный Иран. |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
322-003. |
|
• Композиция креста
фигурного с четырёхугольником в центре. Внутри четырёхугольника волнистые
линии-змейки образуют косой крест с четырьмя малыми овалами (змеиными
головками) в углах. См. Крест фигурный; Крест линейный косой: Волновая
линия; Змея. |
|
||||||
15 |
|
Булавка с
ромбическим навершием, бронза. |
Б |
|
Тшинецкая культура, 2 тыс. до н.э. |
См. рис.
411-001. |
|
• Внутренний ромб с
крапиной-перлом в центре обрамлён четырьмя крапинами-перлами снаружи. См. Точечные
(ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление. |
|
||||||
16 |
|
Бляшка-украшение. |
|
Городище, Ярославская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
802-015. |
|
• Точечный
орнамент (зернь) - окаймление по наружному краю бляшки. См. Окружность,
круг, диск, овал; Точечные (ямочные) орнаменты:
окаймление, обрамление. • В центре –
кольцо, обрамлённое остроугольными ромбами, обозначающими потоки солнечного
света. См.
Кольцо, перстень. |
|
||||||
17 |
|
Керамический
сосуд, оттиск клейма на донце. |
|
Донецкое городище, Харьковская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
801-002. |
|
• Композиция объединяет
символы: круга с радиусами-лучами в виде колеса и четырёхугольника с точкой
по центру. См. Орнамент на донце сосуда. |
|
||||||
18 |
|
Керамический
сосуд, оттиск клейма на донце. |
|
Донецкое городище, Харьковская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
801-002. |
|
• Изображение
четырёхугольник с крестом во внутреннем
поле. См. Орнамент на
донце сосуда: Крест линейный
косой. |
|
||||||
19 |
|
Керамический
сосуд, клеймо на донце. |
|
Ижеславльское городище, Рязанская обл. |
XI-XIII вв. |
См. рис.
802-023. |
|
20 |
|
См. рис.
802-022. |
|
||||
21 |
|
Керамический
сосуд, клеймо на донце. |
|
Любутское городище, Калужская обл. |
XII-XIII вв. |
См. рис.
802-031. |
|
22 |
|
||||||
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|